НАШИ  ЗАДАЧИ

В предыдущем выпуске "Докера" было опубликовано Постановление Портового комитета РПД морского порта Санкт-Петербурга от 13 апреля 2006 года "О задачах Портовой организации Российского профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга". Это постановление имеет особую важность в конкретных условиях, сложившихся после завершения коллективных трудовых споров и заключения коллективных договоров на новый период практически во всех стивидорных компаниях порта, в которых действуют подразделения портовой организации нашего профсоюза.

В ближайшее время у нас будут опубликованы в книжном варианте вновь заключенные коллективные договоры в ЗАО "ВСК", "ПерСтиКо" и "ЧСК", включая, естественно, и Приложения к ним. Их тиражи имеют отличия по компаниям, но в общей сложности, будут изданы в количестве, необходимом для обеспечения каждого работника перечисленных подразделений экземпляром коллективного договора, что даст возможность изучить их и правильно пользоваться условиями коллективных договоров. Часть тиража будет отпечатана за счет работодателей, как это и предусматривают коллективные договоры, а часть — за счет средств профсоюзной организации. Не вошли в печатные издания по известным причинам принятые пока на более короткий период Приложения № 17 (о премировании работников) и Положение "О порядке повышения уровня реального содержания заработной платы Работников в Организации".

Закончился сложный, пожалуй, даже самый сложный за всю пятнадцатилетнюю историю нашей профсоюзной организации период активных коллективных действий работников, и нужно переходить к обычной, повседневной, но не менее важной работе профсоюза в интересах членов нашей организации, да и не только. Поэтому Портовый комитет начал процесс формирования стоящих перед нами сегодня задач, которые более полное выражение должны получить в решениях профкомов компаний, конференций локальных профорганизаций, Портового комитета РПД и всей организации в целом.

Необходим и план реализации поставленных перед организацией задач, который поможет сделать нашу работу целеустремленной, слаженной и планомерной, позволит более правильно разрешать и преодолевать возможные противоречия, как правило, возникающие при решении той или иной задачи. Тем более это необходимо ввиду того, что организация возвращается к неброской повседневной работе. Вот почему все мы должны подумать и решить, что делать дальше, чтобы, освободившись от бремени чрезвычайно сложной, длительной и затяжной борьбы, не пребывать в прострации или эйфории.

Первейшая задача, стоящая перед работниками, объединенными в профсоюзную организацию, прямо вытекает из того, что коллективные договоры, наконец, перезаключены — это контроль за их исполнением. Работникам предстоит научиться пользоваться плодами своего большого труда, а профактиву — обеспечить реализацию прав работников, в первую очередь научившись контролировать ход выполнения условий коллективных договоров.

Казалось бы, и раньше были такие ситуации, когда по завершении периода заключения коллективных договоров нужно было переходить к их реализации. Но есть разница между периодом 90-х годов и нынешним, в том числе особенно в плане новых законодательных, юридических условий. Раньше вроде бы было такое состояние полусоциализма, полудемократии, полукапитализма. Теперь утвердился "капитализм", в условиях которого работникам и профсоюзу нужно учиться по-новому коллективно отстаивать интересы работников.

Необходимо сказать, что Постановлением комитета задачи определены, конечно, более тезисно, поэтому, если и не обо всем, но немного поподробнее.

Одна из основных задач — подготовка профактива к возможной реорганизации группы компаний ОАО "Морпорт СПб". Жизненная ситуация такова, что в определенный момент мы (работники стивидорных компаний) можем получить такую же ситуацию, как с ООО "Портовые мастерские" — предприятие "просто" ликвидируется, а практически все работники — на улицу. А в коллективном договоре Портовых мастерских предусмотрены дополнительные гарантии работников, но только при ликвидации структурных подразделений, а не всей организации. Сегодня есть ответ от соответствующих структур, контролирующих ООО "Портовые мастерские", которые как бы говорят: "Господа, это ж вы профукали и не написали про полную ликвидацию, поэтому никаких оснований для получения компенсации в повышенном размере нет". Так, к сожалению, бывает, если не отследишь вовремя изменения законодательства, не предусмотришь меры противодействия ухудшению положения работников, и не добьешься включения этих мер в Коллективный договор. Это — фактический пример того, как мы недодумали, не учли прорехи законодательства, не предполагали, что такая структура, которая работает на порт в качестве ремонтной базы, будет в один момент упразднена, а ведь сторонним за такие же услуги скорее всего придется платить больше.

Серьезнейшая проблематика для работников и профсоюзной организации при реорганизации — добиться сохранения и развития условий заключенных коллективных договоров. Тем более, что даже при хорошей нашей подготовке в случае реорганизации могут быть сложности. Любая реорганизация — это встряска для работников. Надо отдавать себе отчет, что во многом мы пока живем на накопленном старом багаже. И хотя последние полтора года мы постепенно продвигаемся вперед, остаются серьезные проблемы. На практике возможны разные варианты проведения реорганизации компаний. Здесь может быть много нюансов, много подводных камней, в том числе и существующая юридическая казуистика.

В случае возникновения любого из возможных вариантов — через три месяца с момента реорганизации возможно прекращение действия Коллективного договора, если иное не предусмотрено и не зафиксировано на бумаге специальным Соглашением между работниками и работодателем. Поэтому в оперативном порядке необходима выработка в ближайшем будущем проекта Соглашения о сохранении и развитии отношений социального партнерства. Затем нам предстоит добиваться заключения такого Соглашения, не исключено, посредством коллективных действий. Работники должны быть готовы и к возможному коллективному трудовому спору — возможна ситуация 1998 года, правда, в обратную сторону — не разделение, а слияние.

Следующая задача связана с вопросами охраны труда, обеспечением квалифицированного профсоюзного контроля за проведением в стивидорных компаниях аттестации рабочих мест по условиям труда и участие в ее проведении. Что это такое — аттестация и сертификация рабочих мест? Это и обеспечение должного уровня охраны труда, и перспектива доплат работникам за условия труда, и обоснование компенсационных гарантий и т.п. В этом случае требуется обучение людей, участвующих и отвечающих за проведение аттестации со стороны профсоюза. Посредством законодательства и Коллективного договора профсоюз как полномочный представитель работников должен участвовать в аттестации рабочих мест, в том числе в привлечении к ней лицензированных организаций, которые вправе проводить такие работы. В этой сфере в багаже профсоюза уже есть известные положительные результаты для работников.

В рамках работы по охране труда необходима организация обучения и работы уполномоченных по охране труда для контроля за обеспечением безопасности труда. Фактически такая работа проводится, хотя и не так продуктивно, как следовало бы, поэтому задача привлечения работников, понимающих и готовых этим заниматься, у профсоюза существует. Значительным позитивом можно считать появление в коллективных договорах нового Приложения № 34 "О гарантиях деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда".

Осуществление профактивом контроля за медицинскими осмотрами, обследованиями работников, за оформлением документов по заболеваниям, в том числе профессиональным, и медицинской реабилитации работников в свете нового трудового законодательства тоже значительно усложнилось. Зачастую складывается убеждение, что некоторые представители работодателя необдуманно, а нередко даже и намеренно, делают попытки применить медобследования для увольнения работников, без понимания того, что завтра у работодателя не останется специалистов.

Весьма желательно нашему профсоюзу на определенном уровне принимать участие в процессе подготовки подзаконных актов в сфере медицины. Тем более в условиях, когда государство в лице фонда социального страхования всяческими способами урезает затратную часть на людей в части компенсации повреждения здоровья и т.п.

В части укрепления единства профсоюза задача проста: наши коллективные действия должны не разделяться по компаниям, а быть слаженными и скоординированными.

Необходимо наращивать численность и совершенствовать структуру портовой профорганизации, исходя из стоящих перед профорганизацией задач. Поэтому на предстоящей портовой конференции следует определиться, что мы на ближайшем этапе будем делать.

Задачи определены. На сегодня обязанность профсоюза — в кратчайший срок выработать план реализации этих задач и приступить к его исполнению.

В настоящее время вышли в свет и раздаются работникам коллективные договоры Второй и Четвертой стивидорных компаний. То есть поставленные задачи уже начали реализовываться.

А.Н.Моисеенко, председатель Портового комитета РПД
морского порта Санкт-Петербурга

НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru