НАШИ  КОЛЛЕКТИВНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ

Докеры

Еще в феврале 2003 года Профкомы докеров четырех стивидорных компаний группы ОАО «Морской порт Санкт–Петербург» (ОАО «Морпорт СПб»), а именно ЗАО «Первая стивидорная компания» (ЗАО «ПерСтиКо»), ЗАО «Вторая стивидорная компания» (ЗАО «ВСК»), ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ЗАО «ПКТ») и ЗАО «Четвертая стивидорная компания» (ЗАО «ЧСК») договорились с администрациями компаний провести подготовительную работу к предстоящему заключению в этих компаниях новых коллективных договоров. В соответствии с данной договоренностью была создана единая Рабочая группа, в задачу которой входила подготовка проекта нового Коллективного договора в конструктивной, партнерской форме с тем, чтобы к официальным переговорам, которые должны начаться не позднее четвертого квартала 2004 года, подойти с прогрессивным проектом, защищающим в полной мере профессиональные интересы работников и помогающим администрации наладить более эффективную работу компаний путем повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий портовых погрузо–разгрузочных работ, закупки новой более производительной техники, расширения производственных мощностей, создания новых складских помещений и площадок и увеличения грузопотока, а не за счет уменьшения реальной заработной платы работников.

Однако несмотря на оптимистические надежды результатом достаточно кропотливой объемной работы этой Рабочей группы, которая длилась почти 18 месяцев (завершилась она 10 июня 2004 года), явилась наработка менее одной трети пунктов по сравнению с содержанием действующих коллективных договоров. Таким образом, более двух третей содержания действующих коллективных договоров остаются в подвешенном состоянии. Не говоря уже о дополнениях, необходимых в условиях действия Трудового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 года. Причем к несогласованной части проектов коллективных договоров относятся наиболее важные пункты, изъятие которых из Коллективного договора явилось бы для работников большой потерей, существенным ухудшением социального положения работников.

И если за 18 месяцев согласовано не более трети содержания Коллективного договора, то что же можно предположить о согласовании в течение 3 месяцев официальных переговоров, то есть в течение того срока, который предусмотрен Трудовым кодексом РФ? Если согласно ранее действовавшим положениям трудового законодательства Коллективный договор продолжал бы действовать, пока не будет полностью согласован новый его вариант, и права работников в этот период были полностью защищены законодательством, то теперь, после ввода в действие Трудового кодекса РФ, через 3 месяца после начала переговоров по заключению нового Коллективного договора, независимо от их результатов прежний Коллективный договор прекращает свое действие, так как вступает в силу новый, в том виде, в котором он подготовлен, даже если это всего лишь обложка, а в нашем случае менее одной трети прежнего Коллективного договора. То есть если администрация компаний проявит упрямство, а работники не проявят настойчивости, то с каждым перезаключением Коллективного договора он будет скудеть. Таким образом, действующий Трудовой кодекс в случае, когда работодатель предпринимает попытки ухудшить социальное положение работников, не оставляет работникам никакого иного пути для заключения добротного Коллективного договора, кроме как проведение предзабастовочных коллективных действий, а при дальнейшем упрямстве работодателя и последующей подготовки и проведения забастовок.

За то время, пока велись переговоры в Рабочей группе, в трех стивидорных компаниях из четырех — в ЗАО «ПерСтиКо», ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК» происходила смена акционеров. «Старые» акционеры продали наши компании, посчитав их малоперспективными. И все это при высочайшей рентабельности наших предприятий. Компании, которые давали, даже при далеко не полной, «половинчатой», загрузке, всегда положительный финансовый результат.

Такие спекулятивные меры полается применять к фирмам неприбыльным, загнивающим, не приносящим дохода. А вот к таким компаниям, как наши три, подобные меры в любом нормальном государства были бы восприняты как государственное преступление. К сожалению, мы живем в такое время, когда власти наплевать на своих граждан, причем независимо от их социального и материального положения и благополучия.

Эти «меры» не коснулись одной из четырех компаний: ЗАО «ПКТ». Собственник у нее остался прежний. Он предпринял очень многое к упрочению конкурентоспособности ЗАО «ПКТ» как в плане обеспечения социального мира (заработная плата работников компании вполне приемлемо индексируется, Коллективный договор перезаключается на согласованных с профсоюзом условиях), так и в плане организационно-техническом (отремонтированы и переоборудованы причалы, значительно расширены производственные площади, существенно обновляется парк перегрузочной техники, при перевалке контейнеров применяются современные приемы логистики, все больше и больше привлекаются линейные, то есть постоянные, грузоперевозчики). И это не удивительно, ведь портовый бизнес — весьма перспективное дело.

Докеры ЗАО «ПКТ» в ответ на внимание к нуждам рабочих со стороны руководства компании существенно увеличили производительность и качество своего труда. Ведь с момента прихода к руководству ЗАО «ПКТ» нынешнего генерального директора (Южилин Е.В.), то есть за пять лет, руководство компании ни единого раза не допустило перерастания периодически возникающих разногласий с коллективом в коллективный трудовой спор. Всякий раз команда менеджеров ЗАО «ПКТ» не жалела сил для нахождения конструктивных выходов из складывающихся ситуаций, для достижения действительного компромисса в интересах производства неотрывно от интересов работников компании. Каждая инициатива профсоюза в ЗАО «ПКТ» проходила тщательное, но оперативное изучение ее менеджерами и в итоге в той или иной форме применялась на благо компании и работников. Будь то новый график работы, совершенствование форм организации бригад докеров–механизаторов, улучшение бытовых и производственных условий для работников компании, индексация заработной платы. Только поэтому грузооборот компании за данный период возрос многократно! Уже сейчас можно утверждать, что сервис услуг, предоставляемый данной компанией грузоперевозчикам, находится вполне на мировом уровне. При этом ЗАО «ПКТ» на достигнутом останавливаться не собирается.

Не знаю, уж какие причины заставили прежних, вторых или третьих по счету, хозяев в очередной раз продать три наши компании, вместо того, чтобы и наши ЗАО вытянуть на уровень ЗАО «ПКТ». Возможно, сыграла роль чья-то алчность, может быть, отсутствие достаточного капитала у «старых» владельцев, а, возможно, и какие-то совсем иные причины. В общем, как говорится в народе: «Не по Сеньке оказалась шапка». Мы же можем только радоваться успехам наших товарищей в ЗАО «ПКТ», сумевших совместно с прогрессивной администрацией терминала построить партнерские отношения на бесконфликтной основе к дальнейшему укреплению позиций Первого контейнерного терминала на европейском и мировом уровне.

На фоне позитивной деятельности менеджеров ЗАО «ПКТ» результаты действий администраций ЗАО «ПерСтиКо», ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК» выглядят особенно удручающе. За тот же пятилетний период наши три компании сотрясает уже третий коллективный трудовой спор. Причем споры становятся все масштабнее, но всех необходимых выводов из них руководители наших компаний, похоже, и до сих пор не сделали. И это также не удивляет, поскольку в той или иной мере изначально применяемые руководителями компаний методы руководства, основанные на высокомерном, спесивом даже, пренебрежительном отношении к коренным нуждам работников только нарастали.

С апреля месяца по 20 июня текущего года в ЗАО «ПерСтиКо», ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК» работали совместные комиссии по вопросу заключения соглашений о повышении уровня реального содержания заработной платы работников каждой из трех стивидорных компаний. За более чем двухмесячный период проведения коллективных переговоров соглашения заключены не были. Более того, ни по одному из четырех предложенных работниками пунктов соглашений за период переговоров не произошло никакого продвижения. Начиналась работа комиссий еще при «прежних» хозяевах, а завершилась уже при «новых». И тем не менее, завершилась она подписанием протоколов разногласий, в которых по каждому пункту только: «нет», «нет», «нет» и «нет». Соответственно, в каждой из трех компаний начался очередной коллективный трудовой спор.

А ведь представители работников в совместных комиссиях изначально шли навстречу администрации, оставив в стороне два из четырех пунктов проекта соглашения и ведя разговор по двум позициям: о компенсационном повышении номинальных размеров тарифных ставок и окладов всех работников на 40% и о выработке единого для всех работников механизма индексации заработной платы в связи с инфляцией, что, кстати, уже давно, а именно два года, предписано трудовым законодательством России.

Цифра 40% была взята нами не с потолка, а рассчитана экономистами. Это именно та часть заработной платы, которую мы потеряли вследствие инфляции за последние три года, в течение которых заработная плата поднималась очень медленно. То есть уровень нашей зарплаты почти стоял на месте, а инфляция с каждым годом росла и росла. Таким образом, покупательная способность нашей зарплаты падала все ниже и ниже. И в этом году мы подошли к рубежу, когда наши трудозатраты стали абсолютно не соответствовать тому уровню номинальной заработной платы, который у нас сейчас есть. Этих денег в настоящий момент хватает только на то, чтобы худо-бедно прокормить семью и заплатить за коммунальные услуги (стоимость которых, кстати, растет не по дням, а по часам). О чем-то большем, например, об одежде, об обучении детей, о сносном отдыхе с семьей во время отпуска и т.д. и речи быть не может на те деньги, которые мы получаем.

По второму же вопросу — о выработке механизма индексации заработной платы в связи с инфляционными процессами, администрация даже не приступила хоть к какому-то обсуждению и до сих пор, то есть по прошествии уже более пяти месяцев с момента начала переговоров! Видимо, взгляд администрации на сроки решения этих вопросов, выглядит следующим образом: года два, может три, а может быть и больше? А инфляция, между тем, продолжает уменьшать реальное содержание нашей зарплаты. Ведь что такое снижение уровня покупательной способности зарплаты на 40%? Это значит что каждый третий рабочий день идет как день принудительного труда в пользу «дяди»!

Вот и решили мы, что «дядя», который не желает стабилизировать нашу зарплату, пусть «перетопчется». Мы приняли решение работать нормально, именно так, как требуется работать, если дополнительно не идти навстречу работодателю, что было бы вполне возможно, если бы работодатель проявлял действительную заботу о нас.

Но если забота не просматривается ни в каком ракурсе, мы приняли решение работать, не перевыполняя нормы, без бешеной интенсивности труда с перевыполнением нормы до 200 процентов, как это принято было у нас в порту доселе. Ведь работу такой интенсивности, естественно, нельзя выполнять, не нарушая инструкции по технике безопасности, не подвергая свое здоровье и жизнь неоправданному, абсолютно ничем не подкрепленному риску. Необходимо принимать во внимание и то, что список вредных факторов по профессии докера–механизатора занимает огромное количество страниц в развернутом виде. Да и в сжатом виде он выглядит весьма внушительно. Это тяжесть и напряженность трудового процесса, задымленность и запыленность воздуха рабочей зоны, шум, локальная и общая вибрация, неблагоприятная климатическая среда, воздействие химических и биологических веществ, недостаточная освещенность, блескость, электромагнитные поля и другие вредные для организма человека факторы.

Как мы видим, «букетик» еще тот! И вот с таким «букетом» 55-летний докер с 20-летним стажем работы выходит на пенсию, если доживает, а то «букет» становится могильным. Ну а те, кто все-таки доживают до пенсии, вынуждены продолжать работать, так как прожить на нынешнее пенсионное обеспечение, которое так щедро гарантирует наше заботливое правительство, инвалиду по труду, почти полностью выработавшемуся, в нынешних условиях не представляется возможным.

Можно сделать вывод, что простой работой назвать тяжелый труд докера язык не поворачивается. К сожалению, в указанных трех компаниях трудовые отношения между работодателем и докерами при существующем уровне оплаты труда сводятся к одной простой формуле: с одной стороны, жестокая эксплуатация работников, с другой, — рабский труд за мизерные суммы.

В результате длительного упрямого нежелания администрации удовлетворить справедливые требования работников сложилась крайне неблагоприятная обстановка на станции «Новый порт», в очередь под разгрузку становилось все больше судов.

Администрация в этих условиях вместо того, чтобы одуматься, начала ситуацию усугублять. В чем заключались действия администрации по отношению к работникам? Поначалу генеральные директора в рабочее время проводили производственные совещания, на которых работникам, по сути дела, предлагалось следующее: не работать по нормам и правилам охраны труда, а работать с повышенной интенсивностью и с нарушениями техники безопасности, чтобы побыстрее обработать тот повышенный грузопоток, который пришел к нам с новыми хозяевами и в очередной раз заработать «своим горбом» на краюху хлеба, а администрации на сверхприбыль. Администрация пыталась уболтать докеров, что тарифная ставка докера, якобы, и так высокая, что акционеры не будут ее повышать ни на копейку и ни в каком качестве — ни процентом, ни коэффициентом. То есть поначалу генеральные директора пытались «разъяснить» суть выдвинутого ими ультиматума о якобы недопустимости увеличения тарифных ставок и окладов работников. Оправдывали же они свое упрямство тем, что повышение тарифной ставки будто бы ущемляет их самолюбие!??

Генеральные директора ЗАО «ПерСтиКо» и ЗАО «ВСК» «забыли» о том, что у нас действуют коллективные договоры, согласно которым они обязаны согласовывать с профсоюзом привлечение сторонних организаций к погрузо-разгрузочным работам и в нарушение Федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» и Трудового кодекса Российской Федерации стали нанимать сторонние организации в одностороннем порядке. Причем затраты на их привлечение компании несли зачастую значительно больше, чем если бы на этих работах работали докеры. К тому же привлеченные «штрейкбрехеры» и норму-то часто не выполняют. Люди эти поначалу пришли не аттестованными как докеры-механизаторы, работают с такими нарушениями техники безопасности, которые не позволил бы себе ни один докер. Результатом этого уже явились серьезные травмы привлеченных работников. В ЗАО «ВСК» травмированный работник, получивший ушиблено-рваную рану левой голени (6 на 3 сантиметра), в дополнение ко всему в момент травмы находился в нетрезвом состоянии. Усугубляя положение, администрация пытается скрыть наличие данной производственной травмы. В ЗАО «ПерСтиКо» также произошла серьезная травма с привлеченным работником. Расследования по данным травмам не ведутся.

В ЗАО «ВСК» неквалифицированные работники неправомерно привлеченных сторонних организаций по распоряжению руководства компании используют автотехнику компании для производства погрузо-разгрузочных работ. В результате из строя выведено несколько единиц тяжелой техники.

ЗАО «ПерСтиКо» — самая крупная в порту по численности работников стивидорная компания. По объемам перерабатываемых грузов наша компания также стабильно на первом месте в порту. Однако у работников нашей компании за последние три года самый низкий уровень заработков по сравнению с работниками других стивидорных компаний группы ОАО «Морпорт СПб». Это несмотря на то, что доходы компании весьма и весьма приличные. Объяснить такой разрыв можно лишь упрямым нежеланием руководства компании учитывать интересы работников компании.

После того, как работники ЗАО «ПерСтиКо», ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК» решили работать по правилам, администрация ЗАО «ПерСтиКо» первая стала привлекать сторонние организации к обработке судов. Можно считать, что инициатором нарушения Коллективного договора и трудового законодательства стал генеральный директор ЗАО «ПерСтиКо» Ослан Б.П. Он в открытую пытается запугивать докеров тем, что по окончании срока действия нынешнего Коллективного договора, то есть с января 2005 года он всех докеров поувольняет. В ответ на профсоюзный проект Коллективного договора он представил свой проект. В этом проекте нет ни одного пункта согласования с Профкомом ни по численности работников, ни по нормированию труда, ни по уровню заработной платы, ни по многим другим существенным моментам трудовых отношений. Подобный проект, будь он принят, поставил бы работников в положение рабов. Вдобавок г-н Ослан заявляет, что в компании докеры-механизаторы ему не нужны. Он, дескать, обойдется работниками сторонних организаций, лишь изредка привлекая к работе квалифицированных докеров, которые, по его фантазии, в остальное время должны будут бесплатно ожидать работу за воротами порта. И вот такое он считает нормальным отношением руководителя компании к трудовому коллективу?

Таким образом, мы предупреждены г-ном Осланом о картине бесправия, ожидающей нас в случае, если мы не добьемся сохранения своего социального положения путем заключения нового Коллективного договора на уровне более высоком, чем действующий договор. В известном смысле можно поблагодарить г-на генерального директора за своевременное предупреждение. Теперь дело только за нами.

Между тем, следует учитывать, что в нашей компании, равно как в ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК», идет коллективный трудовой спор. В примирительных комиссиях мы в очередной раз предложили компромиссный вариант соглашений. Решили, что если уж для новых акционеров имеет такое принципиальное значение не трогать тарифные ставки и оклады, то, может быть, они реализуют компенсационное повышение номинальных размеров заработной платы другими способами. Например, стабилизировать заработную плату докеров-механизаторов можно установлением коэффициента в размере порядка 6 минимальных оплат труда, действующих в компании, путем дополнительного премирования при условии перевыполнения норм труда на согласованные проценты и соответствующего пропорционального премирования других категорий работников. Однако такой компромисс возможен лишь при условии пролонгации действующего Коллективного договора на известный период, то есть заключения нового договора с сохранением условий действующего на согласованный срок. В противном случае, а именно в случае изменения условий труда работников ввиду ослабления содержания Коллективного договора, применение любого коэффициента было бы бессмысленным. Ведь в таком случае для выполнения условия его применения надо было бы перевыполнять нормы труда на произвольно устанавливаемый администрацией в одностороннем порядке без согласования с профсоюзом процент.

Предложения генерального директора ЗАО «ПерСтиКо», так же, как и руководителей ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК», сводились к одному: «Работайте! Закончили работу, — работайте дальше! Наступил выходной — работайте! И вот тогда-то вы заработаете много-много денег!» И в скором времени на могиле такого человека, который все время работал, поставят памятник с надписью: «Здесь лежит человек, который очень много работал и заработал очень много денег».

Предложение, поступившее от г-на Ослана в ответ на компромиссное предложение профсоюза, не было неожиданным. Во-первых, он предложил очень низкий коэффициент, во-вторых, даже и его не предполагает подкрепить пролонгацией Коллективного договора. Этим своим «предложением» он вынуждал работников вернуться к первоначальному требованию увеличения тарифных ставок и окладов не менее чем на 40%, а также готовиться к «боям» за заключение нового Коллективного договора. По сути дела г. Ослан толкал нас на забастовку.

Ведь почти каждый работник нашей компании отчетливо понимает, что свой Коллективный договор нужно отстаивать всеми доступными законными способами. Отстаивать его, как наши отцы на фронте отстаивали Родину. И отступать нам некуда – за нами наши рабочие места, наши условия труда, наша зарплата, благополучие наше и наших семей. Если на них администрации и акционерам будет наплевать, тогда и нам на их барыши будет наплевать. Мы не рабочий скот, с которым можно делать, что угодно. Мы высококвалифицированные специалисты и вполне сможем постоять за себя и за результаты своего труда сплоченными коллективными действиями и заставим относиться к себе с уважением.

В действующих коллективных договорах говорится о приоритете решения вопросов путем переговоров, на основе партнерских отношений, достигая взаимоприемлемые решения. Портовый комитет Российского профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга, представляющий интересы большинства работников наших трех стивидорных компаний, проявляет стремление к партнерским отношениям, но порой натыкался на глухую стену непонимания, пренебрежения к нуждам работников, нежелания решать вопросы взаимоприемлемым образом. О предпринимаемом работодателями давлении на работников профсоюз был вынужден информировать Международную федерацию транспортников (ITF), а также просить у нее и у других братских профсоюзов и профорганизаций оказания солидарной помощи.

Ответственность за нагнетание напряженности в коллективах целиком и полностью лежит на тех представителях работодателей, которые упрямо не шли на компромисс, которые, на словах декларируя якобы неприемлемость «языка ультиматумов», фактически предъявили работникам ультиматум о неповышении реальной заработной платы (то есть планировали снижение реальной зарплаты) и о неперезаключении коллективных договоров (то есть планировали снижение уровня социальной защищенности работников).

В этой обстановке каждый рабочий должен подняться на борьбу. Вот не поверите, я лично никогда не был в коммунистической партии, всегда был очень далек от этого, но сейчас считаю необходимым всем нам вспомнить старый лозунг рабочих: «Пролетарии всех стран — объединяйтесь!».

Ю.Л.РЫСЕВ докер-механизатор
ЗАО «ПерСтиКо»

НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru